О почему же история культуры не совпадает с историей государства?!
Когда началась русская проза? то есть осмысленные литературные тексты которые мы хоть как-то можем понимать на культурном уровне? можно указать точную дату! встречайте — САМОЕ ПЕРВОЕ литературное произведение в России! «Недоросль» Д. Фонвизин. 1783 год! до этого обходились совсем без литературы. . ПРОСЬБА ОТНЕСТИСЬ С ПОНИМАНИЕМ К РАЗМЕРУ ТЕМЫ — она о основах всего того, что мы зовём Большой Россией. В школах эту тему «основы» обошли вниманием — как будто истоки не важны! Поняв этот момент в истории Русской литературы мы поймём всё что происходит у нас сейчас и в чём нас обманывают. Это независимый инструмент проверки. Детектор лжи…
Что было до этого произведения?
Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются от последующих.
На западе уже развивались крупные литературные формы и шла подготовка к созданию жанра романа, а российские авторы еще переписывали жития святых и восхваляли правителей в неуклюжих громоздких стихотворениях. Жанровое разнообразие в российской литературе представлено скудно, она отстает от европейской литературы примерно на век.
Среди жанров русской литература начала XVIII века стоит назвать: Житийную литературу (истоки — церковная литература), Панегирическую литературу (тексты восхваления), Русские стихи (истоки — русские былины, сложенные в тоническом стихосложении).
Про то что Запад ревнивая родина слонов — мы завсегда в курсе (авторитетно машу пробиркой)
Итак, мы имеем чёткую границу: тысячелетняя пустота и вдруг без всяких корней появление первого художественного произведения в 1783! вдумайтесь в этот факт… Могло ли существовать государство без читающих людей? могли существовать университеты и академии искусств — как нам сообщают историки? могли ли офицеры Суворова совершать удивительные походы будучи бездуховными неучами? непонятно на чём воспитанными?!
И если на Западе уже якобы существовала превосходная жанровая литература — то какой железный занавес мог помешать нашим творческим людям в течении нескольких поколений её перенять? (В тот век кстати и польские и прусские земли входили в состав Российского государства)
Как могло получится, что домашние типографии уже давно были распространены, а литературы не было?! (Радищев своё чуть более позднее «путешествие из Петербурга в Москву» издал именно в своей домашней типографии, но при этом был столь низкого происхождения — что поехал на каторгу в Сибирь).
Если «Недоросль» самое первое произведение в Большой России — то к нему стоит присмотреться поподробнее. В целом это примитивный агитлисток — «за всё хорошее и против всего плохого» такие же произведения выраженные в немых фильмах молодое советское государство заказывало частникам в 1920-х (посмотрите например «Закройщик из Торжка» — развлекающий публику и между делом рекламирующий государственный займ, но сделанный с теми же самыми персонажи и на те же темы!
Анализ произведения
Решение проблемы воспитания — центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров — каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами.
Опишу своими словами для экономии места. Фамилии персонажей отображают их характер. Никакого внутреннего мира никаких противоречий — создаётся впечатление, что читаешь армейский устав. Если персонаж носит фамилию Скотинин, то все мысли у него только о скотине (свиньях) да и сам человек скотский, а если носит фамилию Правдин — то настоящий провинциальный большевик 1920-х годов! уверенный что на днях из центра пришлют указание и жизнь сразу и наладится.
Государство у него в роли единственно руководящей и направляющей коммунистической партии. При этом он человек обладающий гос. властью на местах — комиссар в чуждой буржуазной среде одним словом. Он показан приторно сладким как государственный займ 1920-х годов.
Создаётся впечатление, что у всех персонажей нет корней. Кругом сплошные повзрослевшие сироты — и государство забирающее на непонятную почти пожизненную гос. службу всех молодых людей не взирая на сословия.
Много разорений и времена описаны как после революции, но масштабом много большей чем в 1917. Два мира со своими представителями — старый и новый — старый как полагается высмеивается, новый как полагается идеализируется. Да что я вам прошедшим через 1990-е объясняю?
В целом произведение примитивно и убого и рассчитано на деревенские подмостки пред неграмотной публикой. В каком году оно на самом деле написано? да в любом! просто труд любого первокурсника пробующего себя в написании пьес — сдвинули влево по времени, что бы русская литература не возникла сразу с уровня Пушкина…
И без этого до литературного Пушкина (1814 г.) с 1783 г. рукой подать. Читая строки пьесы «Недоросль» будьте уверены, что смотрите воочию первую секунду Большого Взрыва — значение по важности не меньше.
Немного образцов текста: из революционного произведенияк, до которого люди пьесы не ставили и книжек акромя уставов и им подобного не читали:
Г-жа Простакова. Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно — лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он ребенка не неволит. Вить, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка? Ба! да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец
. … … …
Правдин. Как друг, открою тебе причину моего здесь пребывания. Я определен членом в здешнем наместничестве. Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно. Ты знаешь образ мыслей нашего наместника. С какою ревностию помогает он страждующему человечеству! С каким усердием исполняет он том самым человеколюбивые виды вышней власти! Мы в нашем краю сами испытали, что где наместник таков, каковым изображен наместник в Учреждении, там благосостояние обитателей верно и надежно. Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. Ты что задумался, мой друг, скажи мне, долго ль здесь останесся?
Итак мои выводы: Или государства до 1783 года не было, или это примерный рубеж катастрофы старого мира и строительстве нового с полным забвением старого. В любом случае, история 18 века и ранее выдуманная. А если есть силы способные из двух столетий человечества соорудить историю цивилизации на 6 тыс. лет — то разумно провести ревизию всего.
Например не лишена логики мысль, что государство имеет экономическую возможность выплачивать миллионные ежемесячные субсидии каждому гражданину, а всё что придумано и рассказано нам про ограничения экономики — следует рассматривать как ПЕРВУЮ в России пьесу «Недоросль» которая на поверку оказывается про всех нас — верящих в сказки и не желающих учится.
Когда нас начинают грузить какими то выдуманными государственными проблемами, так и хочется закричать по Станиславскому: НЕ ВЕРЮ! Потому что история культуры не совпадает с историей государства. И если обманули в таком — то уж в мелочах и подавно.
============================= Все события 6 тыс. летней истории человечества написанной под заказ укладывается в одно слово: «ВДРУГ!» (вдруг откуда не возьмись…) А если без слова «ВДРУГ!» то нам всего две сотни лет как цивилизации. У кого такие возможности накатывать «образ диска» — это уже другой вопрос. Но я предпочитаю факты, логику и опыт, а не заклинание «ВДРУГ!». ------------------------------------------------- Почему то никто из специалистов за пару столетий не потрудился отметить что всё разнообразие нашей литературы 19-20-21 веков берёт своё начало из "Недоросля" потому что других истоков просто нет. ------------------------------------------------ нет никакой истории! если историю в научно-историческом смысле какой то ахинеей заполнили — что нетрудно! то с её культурным аспектом уже сложнее — враз раскусят стоит только чуть от канонов высокого слога отойти.
Потому и проверяю историков на культуре — одно дело подделать записи дат, а другое сотворить что-то высокохудожественное уровня Пушкина и Достоевского — но отправить по шкале времени ранее их. ----------------------------------------------- А откуда появились художественные произведения, если это не эволюционный путь проб и ошибок — мы не знаем, так что себе в заслугу Пушкина и Лермонтова записывать рано.
-----------------------------------------------
Немного отвлекусь от темы: Глобальная СИСТЕМА в ученые зачисляет не умных и дерзновенных, а способных к форматированию. И первый тому признак это поддержка ими в своих трудах весьма странной формы научных трудов. Говоря по простому: если учёный ссучился — то его продвигаем — он уже систему не оспорит — опасаясь за свою репутацию.
Это между прочим технологии информационной войны высочайшего уровня. Например с помощью прошиваемого с детства принципа: "лекарство должно быть горьким" - людям можно навязать, что угодно в любой области, даже если это противоречит их глубинным внутренним ощущениям.
Эти энергии и намерения опережают нас на тысячелетия. Мы оккупированы ими.
-----------------------------------------------
Наша главная черта это модернизация и улучшение. Ну не Китайцы мы что бы штамповать одно и тоже.
Опыт же говорит, что Западные творения однозначно хуже для нас не только в культурном отношении, но и в мировоззренческом. Не могло пройти 100 лет бездумного копирования западных произведений без улучшения через написание аналогов. Это три поколения творчества должно было пройти.
И вообще уж слишком большая критическая масса накопилось сигналов со всех возможных сторон о том что в начале 19 века наш мир возникает «ВДРУГ!» без корней и опыта проб и ошибок.
-----------------------------------------------
И получается странная вещь, что пьесы для деревенских подмостков и прочая литература стали доходить до нас только с конца 18 века, не смотря на очень распространенные домашние типографии до того времени!
-----------------------------------------------
Мой вывод - истории литературного искусства в отрыве от истории государства быть не может. Внезапно появляется литература? — значит внезапно появляется и история государства!
-----------------------------------------------
Но были города в 18 веке и они требовали сценариев для постановок. Но получается никто ничего не писал.
Я вообще хотел бы всех попросить уделить внимание этому произведению. Суть в том, что нам многое в нем непонятно по действию, но уже и многое понятно, а вот у Пушкина через 30 лет будет понятно практически всё. Думающий человек сделает много интересных открытий имея ввиду что это ПЕРВЫЙ образчик Русской Литературы.
В 18 веке государство построило множество зданий театров в разных городах, а репертуар им написать забыли? а всё это оттого, что дату создания театра историкам легко придумать любую, а вот с постановкой так не получится — все захотят ознакомится с текстом пьесы.
-----------------------------------------------
Да и если бы была хоть одна доморощенная пьеса или другое высокохудожественное произведение раньше «Недоросль-1783» нам несомненно в школах или универах про это сообщили. Однако нету — и это факт. «Недоросль-1783» = «Государство-1783» (А до этого наши люди получается могли быть воспитаны на условном «Майн кампф»)
Я окончательно укрепился во мнении, что мы имеем только «Недоросль-1783» как Большой Взрыв русской литературы из сингулярности!
Западными переводами можно прикрыть что угодно. Они могли быть и в 19 веке созданы. На западе не тот народ, что бы начать самостоятельно копать — у них на это системные критики существуют. А вот с нашими такие штучки не пройдут — у нас любое произведение раскладывается по косточкам и выискиваются нюансы — очень легко попасться изменив дату текста с 19-го века на 18-ый.
Целых СТО лет! не смотря на предполагаемое наличие многих западных литературных и художественных произведений — трём поколениям русских творческих людей ге пришло в голову создать, что-то похожее своё, но про наш быт и с нашими действующими лицами! это неслыханно! и других подобных примеров мы в нашей истории не знаем.
-----------------------------------------------
Недоросль-1783 это самое ранее из того о чём нам упоминали в школе на уроках литературы — как о литературном произведении. Других названий и авторов просто нет. В школе только не заостряли внимание на факте что это самое первое отечественное литературно-художественное произведение, хотя стоило бы — совсем другой интерес к нему появился бы! -----------------------------------------------
Отечественная литература хороша тем, что русский язык имеет такое число нюансов и оборотов что подделать 18 век веком 19 и не попасться — невозможно! в отличие от Запада где тексты древнеримских авторов ДВУХ ТЫСЯЧ лет назад ничем не отличаются по стилю от современных авторов.
Но на западе всё ясно — там народ никогда не будет сомневаться в том, что ему говорят системные литературные критики и специалисты. Сказали что пещера «Ласко II» это пещера древнего человека — не смотря на то, что строилась у всех на глазах в наше время (и нигде это не скрывается). И толпы туристов идут делать фотки и приобщаться к древнейшей истории!
Там на Западе легко могут сценарий к фильму «Терминатор» — отнести во времена раннего докембрия и назвать самым первым произведением Западного автора — И НИКТО НЕ УСОМНИТСЯ. Но мы в России — мы в отличие от Запада свободные люди — и мы копаем…
-----------------------------------------------
Для Западного человека понятие «литературная культура» — очень сложно уясняется. Для него надпись на заборе и комедия Грибоедова — когерентны, поскольку используются аналогичные буквы и символы. Отсюда и любовь к чёрным квадратам.
Странные эти русские - у них кроме понятий "нравится и не нравится" - есть ещё понятия "культура и не культура"! поэтому доллар им хоть и нравится но называют его уничижительно "баблом" (как водку называют "бухлом" по тем же соображениям)
Комментариев нет:
Отправить комментарий